понедельник, 23 августа 2010 г.

Артиллерия и боеприпасы в царской России. Часть 3.

Судьба войны решалась на сухопутном фронте в полторы тысячи верст и решалась, как показали первые же сражения, артиллерийским огнем. Превосходство немцев и австрийцев в тяжелых орудиях сказывалось самым жестоким образом, но даже это было еще полбеды. Настоящая беда пришла тогда, когда стали умолкать и легкие русские батареи: кончались запасы снарядов, накопленные в мирное время. Их расход оказался просто невероятным по сравнению с довоенными кабинетными выкладками. В иных напряженных боях скорострельные трехдюймовки, прозванные "мотовками снарядов", производили по 300-500 выстрелов в день. За два-три дня расходовался боезапас, рассчитанный на всю войну!


Сама устойчивость фронта обеспечивалась прежде всего огнем артиллерии. В окопах это понимали прекрасно. Участник событий, впоследствии военный историк, генерал Евгений Захарович Барсуков пишет, что как только "возимые запасы" снарядов начинали истощаться, а на пополнение их снаряды из тыла не прибывали, "наступало в войсках тревожное состояние, переходящее в паническое".

Опустели и оружейные склады. Все запасы винтовок, подчистую, были выданы в войска и ухнули, как в бездну. Тыловые генералы, ведавшие снабжением армии, были потрясены, обнаружив, что убыль винтовок в боях ничуть не меньше, чем потери самих бойцов. И если людей в России еще хватало (и, казалось, будет хватать всегда), то вооружать новые пополнения было просто нечем.


Источник: Оскотский Захар Григорьевич
Меморандум Гау



Комментариев нет:

Отправить комментарий