понедельник, 23 августа 2010 г.

Коррупция в царской России. Часть 1.

После проигранной японской войны России предстояло воссоздать армию и флот практически с нуля. Но где взять средства? Все прямые и косвенные расходы и потери за время войны на Дальнем Востоке достигли пяти миллиардов золотых рублей. А годовой бюджет Империи - в тех границах, с Польшей и Финляндией! - составил в 1908 году 2 миллиарда 600 миллионов. Денег на новое военное строительство не хватало... ну, прямо как сейчас.

Мыслящие политики и военные специалисты понимали: следующая война России возникнет в Европе и будет войной преимущественно сухопутной. Значит, надо укреплять армию, то есть деньги расходовать прежде всего на производство современных вооружений.

Но царь и имперская элита мечтали о создании гигантского флота, сравнимого с германским, даже английским. Это виделось необходимым условием восстановления России в роли великой державы. "Линейный флот нужен России вне всякой зависимости от забот по обороне наших берегов... для участия в разрешении предстоящих мировых вопросов, в которых Россия отсутствовать не может!" - заявлял министр иностранных дел Извольский. Тем более, что ближайшей целью Империи считалось овладение проливами из Черного моря в Средиземное - Босфором и Дарданеллами, принадлежавшими Турции.

Убедительно доказывалось - видными политиками, экономистами, - что без этих проливов Империи никак не прожить. Завоевать их собирались путем грандиозной морской и десантной операции обоих главных флотов: Черноморского флота с востока и Балтийского - с запада, из Средиземного моря, с опорой на базы союзной Франции.

Поэтому из года в год на строительство флота уходили из скудного государственного бюджета громадные суммы. Естественно, в ущерб сухопутным вооружениям. В России складывалась уже парламентская система, расходы на оборону должны были получать одобрение Государственной Думы. И правительство прибегало к различным ухищрениям.

В 1912 году, когда оно внесло в Думу законопроект об ассигновании сразу полумиллиарда рублей на военное судостроение, морской министр И.К.Григорович, беспокоясь за исход голосования, призвал на помощь профессора Морской академии Крылова. Алексей Николаевич Крылов не только был выдающимся ученым-кораблестроителем. Он блестяще владел пером, да и в психологии разбирался отменно. Крылов написал короткий доклад, в котором даже не упомянул о Босфоре и Дарданеллах, зато убедительно доказал, что без мощного флота Россия в войне с Германией потерпит молниеносное поражение. Григорович от своего имени прочитал этот доклад в Думе и ушел под аплодисменты. Думцы подавляющим большинством голосов приняли законопроект. Царь был очень доволен и щедро наградил обоих героев: произвел Григоровича в генерал-адъютанты, а Крылова - из генерал-майоров в генерал-лейтенанты.

Вскоре, однако, сочли, что полумиллиарда недостаточно, и в июне 1914-го правительство дополнительно "продавило" сквозь Думу 110 миллионов рублей на флот. А поскольку морское министерство (Григорович) и МИД (Сазонов) и после этого были не удовлетворены, они тут же принялись обрабатывать министерство финансов, требуя выделить на судостроение, ни много, ни мало, еще полмиллиарда. Эти средства решили провести уже в обход Думы, царским указом, в порядке так называемого "верховного управления страной".

Явно ненормальную для России вакханалию морских программ разжигало и то, что ее горячо поддерживал крупный российский капитал. На поставках для строительства большого флота, да бессовестно завышая цены, можно было получать огромные прибыли. Финансово-промышленные воротилы, олигархи того времени, стремились прибрать к своим рукам и поставки для армии. Немногочисленные казенные заводы, выпускавшие оружие и боеприпасы, были для них костью в горле. Совет съездов металлозаводчиков Северного и Прибалтийского районов в мае 1908 года прямо требовал от правительства: "Расширение оборудования казенных заводов должно быть запрещено Советом Министров!"


Источник: Оскотский Захар Григорьевич
Меморандум Гау




Комментариев нет:

Отправить комментарий