понедельник, 23 августа 2010 г.

Оружие и промышленность в царской России. Часть 2.

Опыт показывал: даже в условиях мирного времени частная промышленность справляется с изготовлением боеприпасов и деталей стрелкового оружия гораздо хуже казенной. Но дельцов это не могло смутить. Они продолжали упорную борьбу с казенными заводами и добивались, чтобы все военные заказы передавались исключительно заводам частным. Прикормленные журналисты внушали публике, что "только свободное предпринимательство обеспечит могущество России" (не правда ли, знакомые песни? прим. моё). Это была, говоря современным языком, атака на остатки госсектора с целью окончательного раздела бюджетного пирога между олигархами.

К началу войны почти успели достроить 7 линкоров-дредноутов водоизмещением по 23-24 тысячи тонн - 4 линкора на Балтийском и 3 на Черном море. Каждый обошелся казне в 50 миллионов рублей. Чтобы представить себе эту сумму, достаточно сказать, что по тем временам это была стоимость 400 тысяч лошадей. Вместо каждого линкора можно было бы выстроить большой, первоклассно оборудованный оружейный завод, равный Тульскому или Ижевскому, или несколько более дешевых, но не менее важных военных заводов - по производству порохов, взрывчатых веществ, снаряжению боеприпасов. И в постройке находились еще один черноморский дредноут и 4 гигантских, крупнейших в мире сверхдредноута на Балтике - линейные крейсера типа "Измаил" полным водоизмещением по 36 тысяч тонн. Готовилась закладка новых кораблей.

А русская армия и, особенно, военная промышленность оказались в бедственном положении. Россия к началу войны имела сравнительно много легких полевых пушек (знаменитых трехдюймовок образца 1902 г.) - примерно шесть с половиной тысяч, но вот гаубиц и тяжелых пушек, игравших решающую роль в позиционной войне, было всего 750. Германия таких орудий изготовила 3500 - почти в 5 раз больше. Даже союзница Германии Австро-Венгрия, "лоскутная империя", над которой так любила потешаться российская элита, смогла выставить полторы тысячи тяжелых орудий - вдвое больше, чем Россия.

Еще хуже обстояло дело с боеприпасами. В России заготовили всего по 1000 снарядов на полевую трехдюймовую пушку и по 300-500 на тяжелое орудие. В военном министерстве и в генеральном штабе при составлении планов войны исходили из того, что она будет скоротечной - три-четыре месяца, самое большее, полгода, - и наличных запасов на такое время хватит. Даже пример японской войны, по масштабам несравнимой с предстоящей германской и тем не менее продлившейся полтора года, ни в чем не убеждал отечественных стратегов.
...
Из тех же соображений о скоротечности будущей войны определили и количество винтовок. К 1914 году их изготовили 4,5 миллиона - столько, чтобы хватило вооружить отмобилизованную армию, плюс 10% запаса. Считалось, что этого совершенно достаточно, и оружейные заводы вообще не получали новых заказов. Так, за первые семь месяцев 1914 года самый мощный Тульский оружейный завод изготовил всего 23 винтовки. Не 23 тысячи, а именно 23 штуки. То есть, просто-напросто завод простаивал, бедствовал без денег и утрачивал способность к мобилизационному развертыванию производства.


Источник: Оскотский Захар Григорьевич
Меморандум Гау



Комментариев нет:

Отправить комментарий