понедельник, 18 января 2010 г.

"Атака мертвецов". Забытая воинская доблесть.

(Взято с Глобальной Авантюры, с украинской ветки, с небольшими сокращениями. Спасибо уважаемому inaco)

1915г. Осовец.

Потерпев сокрушительную неудачу в попытке принудить крепость к сдаче бомбардировкой 420 мм. и 305 мм. снарядами, чувствуя невозможность взять штурмом не только крепость, но даже передовые Сосненские позиции, немцы решили применить газ.

При этом они прекрасно знали, что гарнизон крепости, несмотря на весь свой боевой опыт, не имел никаких средств борьбы с газами. Противогазов у русских солдат не было.

Прекратив бессмысленные атаки на Осовец, тевтоны  принялись за работу.


В апреле и особенно в мае разведчики с Сосненской позиции стали доносить о значительных фортификационных работах, которые немцы вели на своих пехотных позициях. Над своим запланированным блицкригом немцы работали и днём и ночью. Причём замечалось ярко выраженное стремление приблизиться к окопам Сосненской позиции и опутать свои окопы огромным количеством проволочных сетей. Очевидно, немцы, с одной стороны, хотели обеспечить себя от вылазок гарнизона, а, с другой стороны, готовили плацдарм для штурма крепости.

Гарнизон крепости в это время без дела тоже не сидел. И хотя Бобр разлился, каналы выступили из берегов, болота наполнились водой, крепость стала неприступна в полном смысле этого слова, а её гарнизон был сокращён командованием в конце марта до 15 батальонов. Комендант крепости прекрасно понимал, что это затишье временное. В связи с чем, в крепости начались интенсивные фортификационные работы. Особое внимание уделялось подготовке к обороне передовой Сосненской позиции. И как оказалось всё это делалось не зря. Немцы ещё оценят эти усилия гарнизона.

За апрель-июль 1915г. в крепости были выполнены следующие работы:

•   Усилены проволочные сети на Центральном форту, Заречной позиции и на позициях группы Нового форта. Ширина проволочных сетей доведена до 10 м. На передовых позициях до 15 м.
•   Возведены новые убежища для личного состава на Скобелевой горе. Для постройки убежищ широко применяли камень, двутавровые балки и рельсы.
•   Восстановлена разрушенная при обстреле дорога. Причём на шоссе на Заречный форт пришлось некоторые воронки не засыпать, а просто перекрывать настилами, настолько они были широки и глубоки.
•   Была убрана вся воздушную проводка, как негодную в условиях бомбардировки. А телефонный кабель проложен на глубине до 1 м. от уровня земли.
•   Закончено строительство новых укреплённых позиций, вырыты новые окопы, ходы сообщения и блиндажи.


Фортификационные работы на передовых позициях велись в ночное время суток. К началу августа крепость была к обороне готова.

Готовы к газовому блицкригу были и трудолюбивые германцы.

В конце июля противник приблизился своими окопами на 150-200 м к проволочным сетям Сосненской позиции и всё-таки продолжал вести какие-то земляные работы впереди своих окопов. Смысл этих работ русские не поняли. С химическим оружием им сталкиваться ещё не приходилось. Как потом выяснилось, немцы готовили газобаллонную атаку.

Для газового блицкрига, целью которого являлся  захват передовой Сосненской позиции и форта N 2 (Заречного), расположенных на правом берегу Бобра было выделено:

•   14 батальонов пехоты (3 полнокровных пехотных полка: 5-й, 18-й и 76-й);
•   1 батальон саперов;
•   24-30 тяжёлых осадных орудий;
•   30 батарей отравляющего газа (несколько тысяч газовых баллонов).


Немцы начали устраивать газовые батареи в конце июля. Батареи были хорошо замаскированы, к каждой группе батарей вёл ход сообщения. Более 10 дней ждали немцы попутного (на крепость) ветра и, наконец, 6 августа дождались.

Но…  На пути немецкого блицкрига оказался уже хорошо знакомый нам
226 пехотный ЗЕМЛЯНСКИЙ ПОЛК
В ту ночь 6 августа на Сосненской позиции у крепости находилось всего 9 рот русской пехоты. Пять рот 226-го пехотного Землянского полка (1-я, 9-я, 10-я, 11-я, 12-я) и четыре роты ополченцев. Ещё 3 роты 226-го пехотного Землянского полка (8-я, 13-я и 14-я) находилось в форту N 2 (Заречном).

Рассчитывать на помощь из крепости им не приходилось. Дорога на правый берег Бобра была одна. И заградительный огонь немецкой артиллерии не давал гарнизону крепости никаких шансов перебросить на правобережье подкрепления.

12 рот русской пехоты оказались один на один с тремя немецкими пехотными полками, несколькими десятками  тяжёлых осадных орудий и 30 батареями отравляющего газа.

В 4 часа утра 6 августа 1915г. немцы пустили газ. Это был хлор с примесью брома. Газовая волна, имевшая при выпуске около 3 км. по фронту, стала быстро распространяться в стороны и, пройдя 10 км., имела уже около 8 км. ширины. Высота газовой волны над плацдармом была около 10-15 м. Всё живое на открытом воздухе на плацдарме крепости было отравлено, большие потери понесла во время стрельбы крепостная артиллерия. Не участвующие в бою люди спаслись в казармах, убежищах, жилых домах, плотно заперев двери и окна, обильно обливая их водой. Вся зелень в крепости и в ближайшем районе по пути движения газов была уничтожена, листья на деревьях пожелтели, свернулись и опали, трава почернела и легла на землю, лепестки цветов облетели. Все медные предметы на плацдарме крепости — части орудий и снарядов, умывальники, баки и прочее – покрылись толстым зелёным слоем окиси хлора.


Русские окопы в момент немецкой газовой атаки

После газовой атаки немецкая тяжёлая осадная артиллерия открыла ураганный заградительный огонь по сообщениям Заречного форта с крепостью и по батареям плацдарма. Затем по сигналу ракетами 14 батальонов немецкой пехоты, почти 10 тысяч человек, пошли в наступление.

Газы нанесли огромные потери защитникам Сосненской позиции. 9-я, 10-я и 11-я роты Землянского полка погибли полностью, от 12-й роты осталось около 40 человек при одном пулемёте. От 1-й роты Землянского полка и ополценцев осталось только  около 60 человек при двух пулемётах.


НО ОСТАВШИЕСЯ В ЖИВЫХ ПРИНЯЛИ БОЙ
Блицкриг стал увязать. Увязать в героизме русских солдат, продолжавших упорное сопротивление.

Около сотни русских солдат при трёх станковых пулемётах закрыли собой дорогу врагу.

Силы были слишком неравными. С минуты на минуту можно было ожидать, что немцы бросятся на штурм Заречной позиции. Остановить их было некому.


КРЕПОСТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ МОЛЧАЛА
И тут случилось невероятное.

Когда германские цепи приблизились к окопам, из облаков ядовитого хлора на них обрушилась... контратакующая русская пехота.
РУССКИЕ ШЛИ В АТАКУ
Зрелище было ужасающим: русские шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки, хрипя остатками отравлённых лёгких – Ура!!!

Это были остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка, чуть больше 60 человек.


13 рота 226 пехотного ЗЕМЛЯНСКОГО ПОЛКА
шла в свою последнюю атаку

Увиденное привело немцев в ужас. И… немцы сломались. Немецкие батальоны побежали.

ВСЕ 14 БАТАЛЬОНОВ
60 русских обратили в бегство три полка немецкой регулярной армии, десять тысяч солдат

Германские пехотинцы, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга, повисая на проволочных заграждениях. З пехотных полка превратились в бегущее стадо.

И тут по ним с окутанных хлорными клубами русских батарей стала бить, казалось, уже погибшая русская артиллерия. Это открыли огонь чудом выжившие после газовой атаки русские артиллеристы.


К 11 часам дня всё было кончено. Сосненская позиция была полностью очищена от врага, а крепостная артиллерия перенесла огонь на тевтонские окопы, довершая начатое дело, воздавая должное врагу за каждую загубленную русскую душу.

Больше немцы Осовец атаковать не пытались. Несколько десятков полуживых русских  обратили в бегство три германских пехотных полка! Ничего подобного мировое военное искусство не знало никогда. В военную историю это сражение вошло как


АТАКА МЕРТВЕЦОВ
ВСЕ МЫ ОДИН НАРОД, ВСЕ МЫ РУССКИЕ!
ВОРАМ И САМОЗВАНЦАМ РУССКИМИ НЕ ПРАВИТЬ!


Комментариев нет:

Отправить комментарий